Описание методологии в дипломном проекте

Описание методологии в дипломном проекте

4225 просмотров
Время прочтения 10 минут

Содержание

  1. Сущность понятия «метод исследования»
  2. Принципы классификации
  3. Виды и характеристика теоретических методов
  4. Назначение практических способов и приемов
  5. Узкоспециальные методы
  6. Методологии, предложенные академиком А.Я. Флиером:
  7. Как описать методы в дипломной работе

Дипломная работа не первый случай применения и описания исследовательских методов. О них студент узнает уже при работе над курсовым проектом. Для написания более серьезного научного труда необходимо получить больше сведений об особенностях их применения. Такую информацию предлагаем почерпнуть в этой статье. Здесь удастся на примере рассмотреть методологическую основу студенческой итоговой работы.

Суть понятия «метод исследования»

Что это такое необходимо знать для описания теоретико-методологической основы научного труда. Простыми словами, методология – это принципы и способы организации научной деятельности, направленные на решение определенных задач, связанных с достижение поставленной в дипломной работе цели. Методы – это те средства, которые используются для проведения исследования и описания его результатов.

Из всего многообразия методов важно выбрать такие, которые подходят для реализации задач дипломной работы.

Принципы классификации

Принято использовать  методологические основы двух типов:

  1. Теоретические, которые определяют как общие или универсальные.
  2. Практические (их нередко называют эмпирическими, а также частными).

Важно понимать для каких целей каждый из них служит, поскольку выбирать спонтанно методы нельзя. Поэтому стоит рассмотреть их более подробно.

Виды и характеристика теоретических методов исследования

Они относятся к категории универсальных, потому что применяются в исследованиях разного направления для систематизации фактов. В дипломной работе, обычно, применяют такой ряд:

Анализ

Необходим для изучения явлений путем описания их признаков и свойств по отдельности, чтобы более глубоко познать их суть. Это позволяет, например, проводить сравнительные характеристики персонажей, стилей, товаров, процессов, того, что входит в границы научной работы, определяется ее темой.

Синтез

С помощью этого метода удается соединить воедино разрозненные характеристики и получить представление о явлении. Анализ и синтез чаще всего используют в комплексе.

Дедукция

Действует по принципу «от общего к частному». Имея общее представление о предмете исследования, путем рассуждений удается сделать вывод о частном. Суть дедуктивного метода состоит в том, чтобы из имеющихся достоверных знаний получать новые, делая умозаключения. Например, зная, что для передвижения электротранспорта необходим ток, а трамвай питается от электросети, можно сделать вывод, что трамвай относится к электротранспорту.

Индукция

Метод противоположный дедукций, т.е. действует от частного к общему. Размышляя о мелких деталях, удается получить полное представление о предмете. Однако такие умозаключения часто вероятностны. Примером индуктивного метода можно считать усредненные статистические данные.

Моделирование

Предполагает, что реальный объект переносится в искусственную среду, чтобы смоделировать возможные ситуации и предугадать реакцию, которая возможна в действительности. На основе полученных результатов делаются выводы, которые помогают избежать многих проблем в природе, обществе и под.

Обобщение

Собрав много мелких признаков, удается получить общее представление об исследуемом предмете. Различают обобщение индуктивное – от отдельных характеристик до общего представления, аналитическое – от одного мнения к следующему путем мыслительной деятельности без применения опытов.

Абстрагирование

Метод базируется на мысленном отходе от несущественных характеристик с целью выявления наиболее важных черт, интересующих автора научной работы. Это один из наиболее важных и действенных методов в работах по предметам гуманитарного цикла. В результате такого подхода удалось провести разделение литературных стилей и жанров.

Конкретизация

Противоположный абстрагированию метод. Всесторонне изучает предметы во времени и пространстве. Их состояние исследуется в непосредственной взаимосвязи с условиями существования или функционирования. Таким образом изучают перспективы развития различных отраслей экономики и др.

Аналогия

Позволяет находить общие черты между разными предметами и объектами, используя знания об их свойствах и характеристиках. Метод дает определенные погрешности, однако позволяет сделать интересные выводы и считается достаточно эффективным. Используется в тех случаях, когда к предметам и явлениям доступ ограничен или невозможен, например, при изучении планет или невидимого подводного мира.

Классификация

Один из наиболее активно задействованных методов, который заключается в создании групп по определенным признакам. Благодаря такому подходу удается преподнести информацию структурировано и доступно. В основу классификации могу лечь любые признаки, например: цвет, количество, материал, хронология и др.

Формализация

Создавая знаковую модель с помощью математических схем, формул, символов, т.е. искусственного языка, исследователь передает сущность явления, часто экономических.

При написании дипломной работы задействуют не все способы, но точно будут присутствовать анализ, синтез и классификация.

Нужна наша помощь?
Оставьте свои данные, мы перезвоним в течение 10 минут
Почта *
Телефон *

Назначение практических методов

Частные методы применяют для получения конкретной информации о явлениях и объектах. Таким образом их удается описать, выявить закономерности, доказать гипотезы. В системе методов выбирают такие, какие наилучшим образом подходят для изучения того или иного объекта. Каждый из них характеризуется особым способом сбора информации, ее обработки, проведения опытов и экспериментов, сложностью. Среди наиболее активно используемых выделяются такие:

Наблюдение

Ключевой метод в любых исследованиях. Базируется на объективном восприятии реальной действительно. В результате этого у автора появляется достаточно данных для проведения исследования. Суть метода в том, чтобы наблюдать и фиксировать любые изменения, происходящие с объектом наблюдения.

Сравнение

Используя его, можно сопоставлять признаки разных субъектов.

Описание

Способ тесно связан с наблюдением. В процессе сбора информации ее фиксируют для дальнейшей обработки.

Измерение

Один из наиболее эффективных методов. Состоит в том, чтобы фиксировать различные физические параметры изучаемого объекта. Го результаты фиксируются в числах.

Эксперимент

Используется для того чтобы наблюдать явления в специально созданных условиях. На основе полученного результата удается получить новые знания, а также подтвердить или опровергнуть известные сведения. Эксперимент имеет значение, если доказуем и возможен для повторения на практике.


Практическое моделирование

Заключается в воссоздании объекта в уменьшенном виде или в другой обстановке. Поэтому бывает нескольких видов:

  • мысленным, когда происходит в воображении или в виртуальном мире;
  • знаковым, с использованием чертежей, формул и под.;
  • предметным (с воспроизведением деталей объекта).

Метод незаменим в проектах, связанных с конструированием и под.

Беседа и интервью

Требуют специальной подготовки к общению с опрашиваемым. При этом для интервью потребуется список вопросов, которые нужно задавать в определенной последовательности в ожидании четкого исчерпывающего ответа. В отличие от интервью беседа имеет менее строгие рамки, есть место эмоциям и отхождению от темы. Главная задача – получить необходимые сведения или информацию для размышлений.


Опрос и анкетирование

Методы схожие, но различаются, способом проведения. Для опроса подойдет и устная, и письменная формы. Для анкетирования оптимальным является письменный формат. Важное преимущество методов – возможность задействовать больше опрашиваемых.

Узкоспециальные методы

В зависимости от специализации для научного исследования типа  дипломная работа могут быть использованы узкопрофильные методы.

Экономические дисциплины прибегают к точным приемам, какими являются методы:

  • построения экономических гипотез;
  • единства исторического и логического;
  • финансовых коэффициентов;
  • анализ (нормативный, позитивный, динамический, функциональный), а также моделирование (экономико-математическое);

В таких социальных науках как педагогика и психология акцентируют на изучении поведенческом проявлении личностных качеств, поэтому используют такой набор методов:

  • анкетирование (опрос);
  • ранжирование;
  • изучение групповой дифференциации;
  • интервью и беседа;
  • включенное наблюдение и ряд других.

Активно используют узкоспециальные методы филологи. В научных работах этой направленности задействованы разнообразные методы, начиная от разных видов анализа (контекстного, семантического, дискурсного, дистрибутивного и др.). В эту группу вошли, например такие как:

  • семиотический, основанный на теории знака и знаковых систем;
  • в истории, политологии, философии и под. областях знаний востребован нарративный, предполагающий изучение повествовательных текстов;
  • способ жизни конкретного персонажа исследуется с помощью биографического, который важен также для психологии;
  • наличия или отсутствие определенного признака дает возможность поделить изучаемые явления всего на две группы, применяя дихотомию;
  • лингвистический эксперимент работает в условиях изучения языковых элементов;
  • дифференциальный анализ оппозиций служит для выявления различий между лингвистическими единицами.

Неклассические методологии

Новую систему исследовательских методов, применимых в дипломных проектах, разработал академик А.Я.Флиер, выделив всего две  группы:

  1. К гуманитарным он отнес
  • историческую. Используется для описания истории культуры по принципу построения хронологической последовательности событий и явлений.
  • герменевтическую. При исследовании культуры дешифрует первоначальный смысл культурных явлений, т.е. тот, что был заложен в них при появлении.
  • феноменологическую. Объясняет исторические факты в развитии культуры с позиции наблюдателя, который ищет в них актуальные в любую эпоху смысл;
  • историко-психологическую изучает культуру в динамике исторического развития, на разных стадиях выявляет устойчивые типы сознания, а также состояния психики.
  • цивилизационные, определяющие тип сознания и состояние психики.
  1. В категории социально-научных оказались:

Эволюционизм применяется для изучения истории культуры , чтобы определить прогрессивность ее развития. У этого метода появилось несколько новых ветвей, как например диффузионизм или культурный материализм, а также др.

Структурный функционализм  - метод, рассматривающий процессы в истории культуры как функциональные, способные решить социальные задачи, направленные на удовлетворение потребностей, интересов людей.

Структурализм в культурно-исторических объектах выявляет соотношение вещественного и понятийного, рассматривает структуру культуры как систему знаков.

Пограничные методы определяют неизученные, появившиеся проблемы в области культурно-исторической науки (постмодернизм) .

Как описать методы в дипломной работе

Даже понимая, какие методологические основы следует использовать при написании дипломной работы и, зная, какие методы задействованы, при их описании придется пользоваться стандартными речевыми конструкциями с глаголами и его формами, типа: основано, использовать, лежать (в основе).

Описывая историю научного труда, уместно упомянуть, какими открытиями пополнили имеющиеся данные современные авторы. В обзоре придется обратиться и к стандартным речевым оборотам:

  • проблемами занимались...;
  • большое значение имеют труды...;
  • ...позволяют говорить о ... .

В описании структуры работы стоит воспользоваться такими клише: дается характеристика, обосновывается актуальность, определили структуру работы, приведены выводы

Описать методологию можно следующим образом:

«В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  • Теоретический анализ.
  • Наблюдение.
  • Беседа, анкетирование.
  • Анализ детских работ.
  • Эксперимент.»

Заключение

Знание методологии, безусловно, упрощает работу над написанием дипломного проекта. Однако не всегда есть возможность освоить их досконально и подобрать необходимые, особенно, если научная деятельность не в приоритете. В этом случае не стоит отказываться от помощи специалистов, которые оформят научное исследование в соответствии с требованиями стандартов и конкретных вузов.

Оценка
4225 просмотров
Рекомендуем также статьи по теме
Комментарии (5)
Просто, грамотно и доступно
Отдел контроля качества
Борис, рады, что статья оказалась для вас полезной. Мы регулярно выкладываем полезные для учебы статьи.
Интересно! Нашла для себя полезную информацию!
Отдел контроля качества
Алина, рады, что статья оказалась для вас полезной. Мы регулярно выкладываем полезные для учебы статьи.
а для меня это сложно(( уж проще обратиться к специалисту за этим!
Отдел контроля качества
Серж, рады, что статья оказалась для вас полезной. Мы регулярно выкладываем полезные для учебы статьи.
Методология- самое непонятное для меня. Спасибо за информацию. Все поняла
Отдел контроля качества
Наталья, рады, что статья оказалась для вас полезной. Мы регулярно выкладываем полезные для учебы статьи.
Напишите автора пж
Отдел контроля качества
Тёма, рады, что статья оказалась для вас полезной. Мы регулярно выкладываем полезные для учебы статьи.
Написать комментарий отменить
Ваше имя *
Ваш Email *
Ваша оценка
Узнать стоимость
Заполните максимально все поля и узнайте стоимость!
Это бесплатно и ни к чему не обязывает :)
Заполните все поля
Это бесплатно и ни к чему не обязывает
Тип работы *
Дисциплина (специальность для дипломов и диссертаций) *
Тема работы
Объем страниц *
Срок сдачи *
Оригинальность, %
Система проверки оригинальности
Гарантийный срок
Шрифт
Дата защиты работы
Время для связи
График получения проекта
Дополнительная информация
Методические указания
Дополнительные файлы
Учебное заведение
Специальность
Курс
Город
Фамилия и имя *
Способ связи
Почта *
Телефон *
Страница VK