Содержание
- Сущность понятия «метод исследования»
- Принципы классификации
- Виды и характеристика теоретических методов
- Назначение практических способов и приемов
- Узкоспециальные методы
- Методологии, предложенные академиком А.Я. Флиером:
- Как описать методы в дипломной работе
Дипломная работа не первый случай применения и описания исследовательских методов. О них студент узнает уже при работе над курсовым проектом. Для написания более серьезного научного труда необходимо получить больше сведений об особенностях их применения. Такую информацию предлагаем почерпнуть в этой статье. Здесь удастся на примере рассмотреть методологическую основу студенческой итоговой работы.
Суть понятия «метод исследования»
Что это такое необходимо знать для описания теоретико-методологической основы научного труда. Простыми словами, методология – это принципы и способы организации научной деятельности, направленные на решение определенных задач, связанных с достижение поставленной в дипломной работе цели. Методы – это те средства, которые используются для проведения исследования и описания его результатов.
Из всего многообразия методов важно выбрать такие, которые подходят для реализации задач дипломной работы.
Принципы классификации
Принято использовать методологические основы двух типов:
- Теоретические, которые определяют как общие или универсальные.
- Практические (их нередко называют эмпирическими, а также частными).
Важно понимать для каких целей каждый из них служит, поскольку выбирать спонтанно методы нельзя. Поэтому стоит рассмотреть их более подробно.
Виды и характеристика теоретических методов исследования
Они относятся к категории универсальных, потому что применяются в исследованиях разного направления для систематизации фактов. В дипломной работе, обычно, применяют такой ряд:
Анализ
Необходим для изучения явлений путем описания их признаков и свойств по отдельности, чтобы более глубоко познать их суть. Это позволяет, например, проводить сравнительные характеристики персонажей, стилей, товаров, процессов, того, что входит в границы научной работы, определяется ее темой.
Синтез
С помощью этого метода удается соединить воедино разрозненные характеристики и получить представление о явлении. Анализ и синтез чаще всего используют в комплексе.
Дедукция
Действует по принципу «от общего к частному». Имея общее представление о предмете исследования, путем рассуждений удается сделать вывод о частном. Суть дедуктивного метода состоит в том, чтобы из имеющихся достоверных знаний получать новые, делая умозаключения. Например, зная, что для передвижения электротранспорта необходим ток, а трамвай питается от электросети, можно сделать вывод, что трамвай относится к электротранспорту.
Индукция
Метод противоположный дедукций, т.е. действует от частного к общему. Размышляя о мелких деталях, удается получить полное представление о предмете. Однако такие умозаключения часто вероятностны. Примером индуктивного метода можно считать усредненные статистические данные.
Моделирование
Предполагает, что реальный объект переносится в искусственную среду, чтобы смоделировать возможные ситуации и предугадать реакцию, которая возможна в действительности. На основе полученных результатов делаются выводы, которые помогают избежать многих проблем в природе, обществе и под.
Обобщение
Собрав много мелких признаков, удается получить общее представление об исследуемом предмете. Различают обобщение индуктивное – от отдельных характеристик до общего представления, аналитическое – от одного мнения к следующему путем мыслительной деятельности без применения опытов.
Абстрагирование
Метод базируется на мысленном отходе от несущественных характеристик с целью выявления наиболее важных черт, интересующих автора научной работы. Это один из наиболее важных и действенных методов в работах по предметам гуманитарного цикла. В результате такого подхода удалось провести разделение литературных стилей и жанров.
Конкретизация
Противоположный абстрагированию метод. Всесторонне изучает предметы во времени и пространстве. Их состояние исследуется в непосредственной взаимосвязи с условиями существования или функционирования. Таким образом изучают перспективы развития различных отраслей экономики и др.
Аналогия
Позволяет находить общие черты между разными предметами и объектами, используя знания об их свойствах и характеристиках. Метод дает определенные погрешности, однако позволяет сделать интересные выводы и считается достаточно эффективным. Используется в тех случаях, когда к предметам и явлениям доступ ограничен или невозможен, например, при изучении планет или невидимого подводного мира.
Классификация
Один из наиболее активно задействованных методов, который заключается в создании групп по определенным признакам. Благодаря такому подходу удается преподнести информацию структурировано и доступно. В основу классификации могу лечь любые признаки, например: цвет, количество, материал, хронология и др.
Формализация
Создавая знаковую модель с помощью математических схем, формул, символов, т.е. искусственного языка, исследователь передает сущность явления, часто экономических.
При написании дипломной работы задействуют не все способы, но точно будут присутствовать анализ, синтез и классификация.
Назначение практических методов
Частные методы применяют для получения конкретной информации о явлениях и объектах. Таким образом их удается описать, выявить закономерности, доказать гипотезы. В системе методов выбирают такие, какие наилучшим образом подходят для изучения того или иного объекта. Каждый из них характеризуется особым способом сбора информации, ее обработки, проведения опытов и экспериментов, сложностью. Среди наиболее активно используемых выделяются такие:
Наблюдение
Ключевой метод в любых исследованиях. Базируется на объективном восприятии реальной действительно. В результате этого у автора появляется достаточно данных для проведения исследования. Суть метода в том, чтобы наблюдать и фиксировать любые изменения, происходящие с объектом наблюдения.
Сравнение
Используя его, можно сопоставлять признаки разных субъектов.
Описание
Способ тесно связан с наблюдением. В процессе сбора информации ее фиксируют для дальнейшей обработки.
Измерение
Один из наиболее эффективных методов. Состоит в том, чтобы фиксировать различные физические параметры изучаемого объекта. Го результаты фиксируются в числах.
Эксперимент
Используется для того чтобы наблюдать явления в специально созданных условиях. На основе полученного результата удается получить новые знания, а также подтвердить или опровергнуть известные сведения. Эксперимент имеет значение, если доказуем и возможен для повторения на практике.
Практическое моделирование
Заключается в воссоздании объекта в уменьшенном виде или в другой обстановке. Поэтому бывает нескольких видов:
- мысленным, когда происходит в воображении или в виртуальном мире;
- знаковым, с использованием чертежей, формул и под.;
- предметным (с воспроизведением деталей объекта).
Метод незаменим в проектах, связанных с конструированием и под.
Беседа и интервью
Требуют специальной подготовки к общению с опрашиваемым. При этом для интервью потребуется список вопросов, которые нужно задавать в определенной последовательности в ожидании четкого исчерпывающего ответа. В отличие от интервью беседа имеет менее строгие рамки, есть место эмоциям и отхождению от темы. Главная задача – получить необходимые сведения или информацию для размышлений.
Опрос и анкетирование
Методы схожие, но различаются, способом проведения. Для опроса подойдет и устная, и письменная формы. Для анкетирования оптимальным является письменный формат. Важное преимущество методов – возможность задействовать больше опрашиваемых.
Узкоспециальные методы
В зависимости от специализации для научного исследования типа дипломная работа могут быть использованы узкопрофильные методы.
Экономические дисциплины прибегают к точным приемам, какими являются методы:
- построения экономических гипотез;
- единства исторического и логического;
- финансовых коэффициентов;
- анализ (нормативный, позитивный, динамический, функциональный), а также моделирование (экономико-математическое);
В таких социальных науках как педагогика и психология акцентируют на изучении поведенческом проявлении личностных качеств, поэтому используют такой набор методов:
- анкетирование (опрос);
- ранжирование;
- изучение групповой дифференциации;
- интервью и беседа;
- включенное наблюдение и ряд других.
Активно используют узкоспециальные методы филологи. В научных работах этой направленности задействованы разнообразные методы, начиная от разных видов анализа (контекстного, семантического, дискурсного, дистрибутивного и др.). В эту группу вошли, например такие как:
- семиотический, основанный на теории знака и знаковых систем;
- в истории, политологии, философии и под. областях знаний востребован нарративный, предполагающий изучение повествовательных текстов;
- способ жизни конкретного персонажа исследуется с помощью биографического, который важен также для психологии;
- наличия или отсутствие определенного признака дает возможность поделить изучаемые явления всего на две группы, применяя дихотомию;
- лингвистический эксперимент работает в условиях изучения языковых элементов;
- дифференциальный анализ оппозиций служит для выявления различий между лингвистическими единицами.
Неклассические методологии
Новую систему исследовательских методов, применимых в дипломных проектах, разработал академик А.Я.Флиер, выделив всего две группы:
- К гуманитарным он отнес
- историческую. Используется для описания истории культуры по принципу построения хронологической последовательности событий и явлений.
- герменевтическую. При исследовании культуры дешифрует первоначальный смысл культурных явлений, т.е. тот, что был заложен в них при появлении.
- феноменологическую. Объясняет исторические факты в развитии культуры с позиции наблюдателя, который ищет в них актуальные в любую эпоху смысл;
- историко-психологическую изучает культуру в динамике исторического развития, на разных стадиях выявляет устойчивые типы сознания, а также состояния психики.
- цивилизационные, определяющие тип сознания и состояние психики.
- В категории социально-научных оказались:
Эволюционизм применяется для изучения истории культуры , чтобы определить прогрессивность ее развития. У этого метода появилось несколько новых ветвей, как например диффузионизм или культурный материализм, а также др.
Структурный функционализм - метод, рассматривающий процессы в истории культуры как функциональные, способные решить социальные задачи, направленные на удовлетворение потребностей, интересов людей.
Структурализм в культурно-исторических объектах выявляет соотношение вещественного и понятийного, рассматривает структуру культуры как систему знаков.
Пограничные методы определяют неизученные, появившиеся проблемы в области культурно-исторической науки (постмодернизм) .
Как описать методы в дипломной работе
Даже понимая, какие методологические основы следует использовать при написании дипломной работы и, зная, какие методы задействованы, при их описании придется пользоваться стандартными речевыми конструкциями с глаголами и его формами, типа: основано, использовать, лежать (в основе).
Описывая историю научного труда, уместно упомянуть, какими открытиями пополнили имеющиеся данные современные авторы. В обзоре придется обратиться и к стандартным речевым оборотам:
- проблемами занимались...;
- большое значение имеют труды...;
- ...позволяют говорить о ... .
В описании структуры работы стоит воспользоваться такими клише: дается характеристика, обосновывается актуальность, определили структуру работы, приведены выводы
Описать методологию можно следующим образом:
«В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
- Теоретический анализ.
- Наблюдение.
- Беседа, анкетирование.
- Анализ детских работ.
- Эксперимент.»
Заключение
Знание методологии, безусловно, упрощает работу над написанием дипломного проекта. Однако не всегда есть возможность освоить их досконально и подобрать необходимые, особенно, если научная деятельность не в приоритете. В этом случае не стоит отказываться от помощи специалистов, которые оформят научное исследование в соответствии с требованиями стандартов и конкретных вузов.